Инновационный опыт/Служба медиации

«Школьная служба медиации как средство формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений»

        Представлены материалы, которые являются итогом практической реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетенции участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» (2019-2022 гг.) при научном сопровождении кандидата психологических наук, доцента, медиатора Шульга О.К.

Материалы могут быть полезны специалистам социально-педагогической и психологической службы школы.

Информация, размещаемая на страницах сайта, представлена в виде эффективных форм, методик и технологий, способствующих формированию конфликтологической компетенции в рамках деятельности школьной службы медиации.

Актуальность создания школьной службы медиации

     Школа является социальным институтом, через который осуществляется трансляция базовых ценностей современного общества. Освоение нового социального опыта каждого участника образовательного процесса осуществляется через установление взаимоотношений. Часто возникают противоречия в процессе взаимодействия «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родитель», что вызывает разрастания конфликтов в школьной среде. Люди, неспособные к взаимопониманию, неумеющие в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, пытаются решить сложную проблему неконструктивным способом: через угрозы, байкоты, манипуляцию, силовые методы и т.д.. Унижение и недоброжелательное отношение часто неосознанно происходят в школьной среде, что ведет к деформации личности как ребенка, так и взрослого. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться. Поэтому стало необходимым создать школьную службу медиации как основу внедрения альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций. Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога.

  Постоянное функционирование школьной службы медиации обеспечивает защищенность всех участников образовательных отношений от насилия и неуважения. Обучение педагогов, родителей и школьников навыкам медиатора, использование примирительных технологий для разрешения конфликтов позволяет развивать и восстанавливать способности людей понимать друг друга, принимать участниками конфликта на себя ответственность по урегулированию возникших споров.

 

Анализируя полученные в ходе реализации инновационного проекта результаты, отмечено следующее:

  • организовано обучение причинам и видам конфликтов, возможным стратегиям поведения в спорах, альтернативным способам разрешения конфликтов;
  • учащиеся приняли не только активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде, но и научились открыто говорить о своих чувствах, оценивать конфликтную ситуацию, научились управлять собственными конфликтами;
  • увеличилось количество учащихся с низким уровнем конфликтности с 1,4% в 2019 году до 13,6% в 2021 году;
  • у учащихся и педагогов повысился уровень коммуникативных навыков, уверенности в себе, развились лидерские качества;
  • снизилось количество школьных конфликтов (с 24 в 2019 году до 16 случаев в 2022 году);
  • в период с 2021 по 2022 год наблюдается снижение количества совершенных правонарушений среди несовершеннолетних.



 

Технология формирования конфликтологической компетентности

подробнее...

Порядок работы школьной службы медиации

подробнее...

Команда школьной службы медиации

подробнее...

Фотоматериалы