10 правил здоровьесберегающей работы учителя


Правило 1. Правильная организация урока
  •  Гигиенические условия в классе (кабинете);
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
  • Число использованных учителем видов преподавания;
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
  • Чередование видов преподавания;
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
  • Физкультминутки и физкультпаузы;
  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  • Благоприятный психологический климат на уроке;
  • Преобладающее выражение лица учителя;
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
  • Темп и особенности окончания урока;
  • Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Правило 2. Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35—40-я минута — 10%.

Правило 3. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

Правило 4. Создание благоприятного психологического климата на уроке

•  Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…
• Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.
•  Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас  на уроке будет  много интересного.
Элементы цвето и музотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые также можно успешно использовать.

Правило 5. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни


Создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, а так же профилактика  различных заболеваний.

Правило 6. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий


Технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Правило 7. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.

Правило 8. Правильная поза ученика во время занятий за столом.

Правило 9. Правильная рабочая поза при письме.

Правило 10.Размеры мебели и ее маркировка.


Приложение:
 
  1. Цветотерапия.
          Игра – цветные сны.
 
В положении сидя после напряженной работы. учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.
 
  1. Физкультминутки
             На растягивание отделов позвоночника.
  • Наклоны вперед, назад, в сторону.
  • Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
  • Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
 
  1. Упражнение для снятия локального мышечного напряжения.
             «Железная дорога».
  • Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали.
 
  1. Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.
 
            Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
  • МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
  • БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
  • СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
  • БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
  • комплексы упражнений должны меняться.
  • проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого с целью.
  1. Наличие эмоциональных разрядок
  • поговорка;
  • высказывание;
  • веселое четверостишие;
  • юмористическая или поучительная картинка,
               необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
  1. Положительные эмоции
  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
  • Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных эмоций.
   Рекомендации
  • рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке
  • ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом
  • непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления.
  • педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
поделиться в: