Правило 1. Правильная организация урока
- Гигиенические условия в классе (кабинете);
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
- Число использованных учителем видов преподавания;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
- Чередование видов преподавания;
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- Физкультминутки и физкультпаузы;
- Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
- Благоприятный психологический климат на уроке;
- Преобладающее выражение лица учителя;
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
- Темп и особенности окончания урока;
- Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Правило 2. Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
- 5-25-я минута — 80%;
- 25-35-я минута — 60-40%;
- 35—40-я минута — 10%.
Правило 3. Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
Правило 4. Создание благоприятного психологического климата на уроке
• Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…
• Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.
• Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.
Элементы цвето и музотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые также можно успешно использовать.
Правило 5. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, а так же профилактика различных заболеваний.
Правило 6. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Правило 7. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
Правило 8. Правильная поза ученика во время занятий за столом.
Правило 9. Правильная рабочая поза при письме.
Правило 10.Размеры мебели и ее маркировка.
Приложение:
- Цветотерапия.
Игра – цветные сны.
В положении сидя после напряженной работы. учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.
- Физкультминутки
На растягивание отделов позвоночника.
- Наклоны вперед, назад, в сторону.
- Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
- Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
- Упражнение для снятия локального мышечного напряжения.
«Железная дорога».
- Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали.
- Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
- МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
- БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
- СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
- УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
- БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
- комплексы упражнений должны меняться.
- проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого с целью.
- Наличие эмоциональных разрядок
- поговорка;
- высказывание;
- веселое четверостишие;
- юмористическая или поучительная картинка,
необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
- Положительные эмоции
- Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
- Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных эмоций.
Рекомендации
-
рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке
-
ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом
-
непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления.
-
педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.