Направление 1. «Биоразнообразие»

30.06.2023

Цель: изучение биоразнообразие растений (травянистых и древесных) на пришкольной территории территории и видовое разнообразие животных (насекомых и птиц) на территории школы.

Задачи:

  • определить виды травянистых растений, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников; птиц, насекомых,
  • создать картосхему территории и разместить на ней результаты выполненных заданий,
  • изготовить и разместить кормушки на территории школы для прикорма птиц в зимнее время.

Задание

Даты

выпол-

нения

Кол-во участ- ников

Целевые группы

Ответст- венный педагоги- ческий

работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.1

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования (иного

учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного

учреждения, организации)

апрель – май 

2020 г., 2021 г., 

2022 г.

2023 г.

162

учащиеся VI-VIII

классов 

 

Городник Н.В.

учитель биологии

1. Провели описание травянистых растений (на примере раннецветущих первоцветов) на пришкольной территории.

2. На карте Google памятника природы обозначили места произрастания первоцветов.

3. Разработали памятку по сохранению биоразнообразия первоцветов.

4. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото раннецветущих растений (формат А4) и картосхему произрастания первоцветов.

Определили 8 видов дикорастущих травянистых растений.

На виртуальной картосхеме обозначили места произрастания 8 видов травянистых растений.

Фотографии растений и картосхема размещены на сайте школы.

1.2

Изучить изменчивость

видового разнообразия

дикорастущих травянистых

растений в различных

условиях произрастания в различных

условиях произрастания на

территории учреждения

образования (иного учреждения, организации), используя квадратную рамку

со стороной в 1 м

май 

2022 г.

июнь

2023 г.

130

учащиеся VII - VIII 

классов

Городник Н.В.

учитель биологии

1. Выбрали 2 площадки с различными условиями произрастания дикорастущих травянистых растений.

2. Провели количественный и качественный анализ растений.

3. На сайте школы разместили отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях.

Произвели количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на территории школы, не менее 2-х площадок в различных условиях.

На сайте школы разместили отчет.

1.3

Изучить разнообразие

аборигенных и

интродуцированных деревьев

и кустарников на территории

учреждения образования

(иного учреждения,

организации) или территории

природного окружения

учреждения образования

(иного учреждения,

организации)

апрель – май

2021 г.,

2022 г.

2023 г.

110

учащиеся VII-IX

 классов 

Городник Н.В.

учитель биологии

1. Описали аборигенные и интродуцированные виды деревьев и кустарников на территории учреждения образования. 

2. На картосхеме школы обозначили места произрастания деревьев и кустарников.

3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото (формат А4) и картосхему местонахождения аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников памятника природы.

Определили 10 видов древесных растений и кустарников.

На виртуальной картосхеме обозначили места произрастания 10 видов древесных растений.

Фотографии растений и картосхема размещены на сайте школы.

1.4

Изучить разнообразие птиц      на территории учреждения образования (иного

учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного

учреждения, организации)

сентябрь – ноябрь 2020 г., 2021 г.,

2022 г.

2023 г.

90

учащиеся

VII-IX

классов

Городник Н.В., учитель биологии

1. Провели наблюдения за птицами на пришкольной территории. 

2. На карте Google пришкольной территории обозначили места наблюдения за птицами.

3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото птиц (формат А4) и картосхему мест наблюдения за птицами.

Определили 9 видов птиц, встречающихся на территории школы.

На картосхеме обозначили места наблюдения за птицами.

Фотографии птиц и картосхема размещены на сайте школы.

1.5

Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования (иного

учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного

учреждения, организации)

август-сентябрь 2020 г., 2021 г.,

2022 г.

2023 г.

120 

учащиеся VII-IX классов

Городник Н.В.,

учитель биологии

1. Изучили разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории.

2. На карте Google пришкольной территории обозначили места наблюдения за наземными насекомыми.

3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фотографии (формат А4) и картосхему мест наблюдений за насекомыми.

4. Построили домик для насекомых и разместили на территории школы.

Определили 13 видов насекомых, встречающихся на территории школы.

На картосхеме обозначили места наблюдения за насекомыми.

Фотографии насекомых и картосхема размещены на сайте школы.

1.6

Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории (или территории природного окружения учреждения образования) и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия

территории учреждения

сентябрь 2019 г.– сентябрь 2022 г.

сентябрь

2023 г.

28

учащиеся IX, XI классов

Городник Н.В.,

 Лапко С.В., 

учителя биологии

1. Составили план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории школы. 

2. Разместили на сайте школы результаты мониторинга успешности природоохранных действий.

Составлен план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории школы.

На сайте разместили отчеты природоохранных действий.

1.7

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

декабрь 

2020 г. – февраль 2022 г.

Февраль 2023 г.

60

учащиеся

VIII – IX классов

Баклага О.К.

1. В рамках школьной акции «Кормушка» изготовили кормушки и прикормки  для птиц в зимний период.

2. Отчет о разнообразии птиц, прилетающих на кормушки в зависимости от прикорма, разместили на сайте школы.

Составлен отчет о разнообразии птиц, прилетающих на кормушки.

Отчет размещен на сайте школы.

1.9

Создать и разместить на

территории учреждения

образования (иного

учреждения, организации)

или территории природного

окружения учреждения

образования "Убежище для беспозвоночных животных"

 

октябрь

2022 г.

июнь 2023 г. 

 

3

учащиеся

VII Б класса

Городник Н.В.,

 Лапко С.В., 

учителя биологии

 

1. Создали домик для насекомых.

2. На картосхеме школы обозначили местонахождение домика и разместили на сайте школы.

 

 

Местонахождение и фотография домика для насекомых отмечено на картосхеме территории школы.

 

1.10

Создать и разместить на

территории учреждения

образования (иного

учреждения, организации)

или территории природного

окружения учреждения

образования 

«Клумбу для бабочек»

май

2021 г. – июнь 2022 г.

июнь 2023 г. 

47

учащиеся VII – VIII классов

Городник Н.В., учитель биологии

1. Создали клумбу для бабочек площадью 10 м2.

2. На картосхеме школы обозначили местонахождение клумбы.

3. Фотографии насекомых и клумбы разместили на сайте школы.

Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х м2.

Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме территории школы.

Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней размещены на сайте школы.


 

1. Интродуцированные растения на пришкольной территории. Весеннее цветение растений: сирень, вейгела, спирея, декоративная ива, ирисы, альпийская ромашка.

2. Подготовка растений к зиме, черенкование, подкормка рассады и высадка её на пришкольную территорию - участие в увеличении биоразнообразия растений.

1.1. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.

1.2. Произведён качественный и количественный анализ растений произрастающих на территории учреждения образования.

Провели количественный и качественный анализ растений. При описании травянистого яруса учитывали видовой состав растений и проективное покрытие (ПП,%). Проективное покрытие – это площадь горизонтальной проекции всех растений одного вида, произрастающих на модельной площади по отношению к ее величине, определяли глазомерно.

Модельная площадка №1
(за школой, солнечное место, южная сторона)

Вид

Проективное покрытие, %

клевер ползучий

25

подорожник ланцетовидный

8

одуванчик лекарственный

10

тысячелистник обыкновенный

5

люцерна хмелевидная

2

 

Модельная площадка №2
(участок возле велодорожек, вытаптываемый)

ежа сборная

35

подорожник ланцетовидный

7

клевер ползучий

12

тысячелистник обыкновенный

12

Вывод: Большее видовое разнообразие отмечено на модельной площадке №1 (5 видов травянистых растений), что связано с произрастанием растений на солнечной стороне территории школы и отсутствием вытаптывания.

 

1.3. Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории УО

Разнообразие деревьев и кустарников на пришкольной территории

Происхождение вида

Деревья

Кол-во

Кустарники

Кол-во

Аборигенные виды

Ель европейская

Ива плакучая

Береза бородавчатая

Дуб черешчатый

Рябина обыкновенная

Липа мелколистная

Яблоня лесная

8

4

15

 2

 

10

30

2

Можжевельник обыкновенный

 

 

10

 

 

 Интродуцированные виды

Клен канадский

2

 

Спирея городчатая

Дёрн

Форзиция

Лапчатка

Вейгела

Барабарис

20

4

4

4

7

5

Культурные формы

Яблоня

10

Сирень

Шиповник

Туя

Самшит

Гортензия

Рябинник

15

5

20

2

3

5

 

 

1.4.Изучение разнообразия птиц на территории учреждения образования с занесением на картосхему территории 

Видовое разнообразие птиц на пришкольной территории

Вяхирь
(Columba palumbus L.)

https://sch40.grodno.by/wp-content/uploads/2021/04/IMG_4577-min-300x169.jpg

Домовый воробей (Passer domesticus L.)

https://sch40.grodno.by/wp-content/uploads/2021/04/P4128502-min-300x169.jpg

Галка
(Coloeus monedula L.)

https://sch40.grodno.by/wp-content/uploads/2021/04/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0-2-min-300x169.jpg

Зяблик
(Fringilla coelebs L.)

https://sch40.grodno.by/wp-content/uploads/2021/04/%D0%B7%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA-1-min-300x169.jpg

Белая трясогузка
(Motacilla alba L.)

https://sch40.grodno.by/wp-content/uploads/2021/04/P6049551-min-300x169.jpg

Ворона серая
(Corvus cornix L.)

https://sch40.grodno.by/wp-content/uploads/2021/04/P5069095-min-300x169.jpg

Голубь сизый
(Columba livia G.)

https://sch40.grodno.by/wp-content/uploads/2021/04/IMG_0948-min-300x169.jpg

Скворец обыкновенный
(Sturnus vulgaris L.)

https://sch40.grodno.by/wp-content/uploads/2022/05/%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86-2-300x169.jpg

Снегирь

(Pyrrhula pyrrhula L.)

 

GOOGLE-карта с местонахождением птиц....

 Вывод: Занесли информацию о разнообразии птиц в зимний период в онлайн базу данных florafauna.by.

 

1.5.Изучение разнообразия насекомых на территории учреждения образования, с занесением на картосхему территории 

GOOGLE-карта с местонахождением насекомых...

 

1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

1.9 Убежище для беспозвоночных животных

1.10 Создали и разместили на территории УО "Клумбу для бабочек"