Цель: изучение биоразнообразие растений (травянистых и древесных) на пришкольной территории территории и видовое разнообразие животных (насекомых и птиц) на территории школы.
Задачи:
- определить виды травянистых растений, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников; птиц, насекомых,
- создать картосхему территории и разместить на ней результаты выполненных заданий,
- изготовить и разместить кормушки на территории школы для прикорма птиц в зимнее время.
№ |
Задание |
Даты выпол- нения |
Кол-во участ- ников |
Целевые группы |
Ответст- венный педагоги- ческий работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1.1 |
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) |
апрель – май 2020 г., 2021 г., 2022 г. 2023 г. |
162 |
учащиеся VI-VIII классов
|
Городник Н.В. учитель биологии |
1. Провели описание травянистых растений (на примере раннецветущих первоцветов) на пришкольной территории. 2. На карте Google памятника природы обозначили места произрастания первоцветов. 3. Разработали памятку по сохранению биоразнообразия первоцветов. 4. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото раннецветущих растений (формат А4) и картосхему произрастания первоцветов. |
Определили 8 видов дикорастущих травянистых растений. На виртуальной картосхеме обозначили места произрастания 8 видов травянистых растений. Фотографии растений и картосхема размещены на сайте школы. |
1.2 |
Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации), используя квадратную рамку со стороной в 1 м |
май 2022 г. июнь 2023 г. |
130 |
учащиеся VII - VIII классов |
Городник Н.В. учитель биологии |
1. Выбрали 2 площадки с различными условиями произрастания дикорастущих травянистых растений. 2. Провели количественный и качественный анализ растений. 3. На сайте школы разместили отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. |
Произвели количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на территории школы, не менее 2-х площадок в различных условиях. На сайте школы разместили отчет. |
1.3 |
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) |
апрель – май 2021 г., 2022 г. 2023 г. |
110 |
учащиеся VII-IX классов |
Городник Н.В. учитель биологии |
1. Описали аборигенные и интродуцированные виды деревьев и кустарников на территории учреждения образования. 2. На картосхеме школы обозначили места произрастания деревьев и кустарников. 3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото (формат А4) и картосхему местонахождения аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников памятника природы. |
Определили 10 видов древесных растений и кустарников. На виртуальной картосхеме обозначили места произрастания 10 видов древесных растений. Фотографии растений и картосхема размещены на сайте школы. |
1.4 |
Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) |
сентябрь – ноябрь 2020 г., 2021 г., 2022 г. 2023 г. |
90 |
учащиеся VII-IX классов |
Городник Н.В., учитель биологии |
1. Провели наблюдения за птицами на пришкольной территории. 2. На карте Google пришкольной территории обозначили места наблюдения за птицами. 3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото птиц (формат А4) и картосхему мест наблюдения за птицами. |
Определили 9 видов птиц, встречающихся на территории школы. На картосхеме обозначили места наблюдения за птицами. Фотографии птиц и картосхема размещены на сайте школы. |
1.5 |
Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) |
август-сентябрь 2020 г., 2021 г., 2022 г. 2023 г. |
120 |
учащиеся VII-IX классов |
Городник Н.В., учитель биологии |
1. Изучили разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории. 2. На карте Google пришкольной территории обозначили места наблюдения за наземными насекомыми. 3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фотографии (формат А4) и картосхему мест наблюдений за насекомыми. 4. Построили домик для насекомых и разместили на территории школы. |
Определили 13 видов насекомых, встречающихся на территории школы. На картосхеме обозначили места наблюдения за насекомыми. Фотографии насекомых и картосхема размещены на сайте школы. |
1.6 |
Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории (или территории природного окружения учреждения образования) и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия территории учреждения |
сентябрь 2019 г.– сентябрь 2022 г. сентябрь 2023 г. |
28 |
учащиеся IX, XI классов |
Городник Н.В., Лапко С.В., учителя биологии |
1. Составили план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории школы. 2. Разместили на сайте школы результаты мониторинга успешности природоохранных действий. |
Составлен план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории школы. На сайте разместили отчеты природоохранных действий. |
1.7 |
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
декабрь 2020 г. – февраль 2022 г. Февраль 2023 г. |
60 |
учащиеся VIII – IX классов |
Баклага О.К. |
1. В рамках школьной акции «Кормушка» изготовили кормушки и прикормки для птиц в зимний период. 2. Отчет о разнообразии птиц, прилетающих на кормушки в зависимости от прикорма, разместили на сайте школы. |
Составлен отчет о разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчет размещен на сайте школы. |
1.9 |
Создать и разместить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования "Убежище для беспозвоночных животных"
|
октябрь 2022 г. июнь 2023 г.
|
3 |
учащиеся VII Б класса |
Городник Н.В., Лапко С.В., учителя биологии
|
1. Создали домик для насекомых. 2. На картосхеме школы обозначили местонахождение домика и разместили на сайте школы.
|
Местонахождение и фотография домика для насекомых отмечено на картосхеме территории школы.
|
1.10 |
Создать и разместить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования «Клумбу для бабочек» |
май 2021 г. – июнь 2022 г. июнь 2023 г. |
47 |
учащиеся VII – VIII классов |
Городник Н.В., учитель биологии |
1. Создали клумбу для бабочек площадью 10 м2. 2. На картосхеме школы обозначили местонахождение клумбы. 3. Фотографии насекомых и клумбы разместили на сайте школы. |
Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х м2. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме территории школы. Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней размещены на сайте школы. |
1. Интродуцированные растения на пришкольной территории. Весеннее цветение растений: сирень, вейгела, спирея, декоративная ива, ирисы, альпийская ромашка.
2. Подготовка растений к зиме, черенкование, подкормка рассады и высадка её на пришкольную территорию - участие в увеличении биоразнообразия растений.
1.1. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.
1.2. Произведён качественный и количественный анализ растений произрастающих на территории учреждения образования.
Провели количественный и качественный анализ растений. При описании травянистого яруса учитывали видовой состав растений и проективное покрытие (ПП,%). Проективное покрытие – это площадь горизонтальной проекции всех растений одного вида, произрастающих на модельной площади по отношению к ее величине, определяли глазомерно.
Модельная площадка №1 |
|
Вид |
Проективное покрытие, % |
клевер ползучий |
25 |
подорожник ланцетовидный |
8 |
одуванчик лекарственный |
10 |
тысячелистник обыкновенный |
5 |
люцерна хмелевидная |
2 |
Модельная площадка №2 |
|
ежа сборная |
35 |
подорожник ланцетовидный |
7 |
клевер ползучий |
12 |
тысячелистник обыкновенный |
12 |
Вывод: Большее видовое разнообразие отмечено на модельной площадке №1 (5 видов травянистых растений), что связано с произрастанием растений на солнечной стороне территории школы и отсутствием вытаптывания.
1.3. Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории УО
Разнообразие деревьев и кустарников на пришкольной территории
Происхождение вида |
Деревья |
Кол-во |
Кустарники |
Кол-во |
Аборигенные виды |
Ель европейская Ива плакучая Береза бородавчатая Дуб черешчатый Рябина обыкновенная Липа мелколистная Яблоня лесная |
8 4 15 2
10 30 2 |
Можжевельник обыкновенный
|
10
|
Интродуцированные виды |
Клен канадский |
2
|
Спирея городчатая Дёрн Форзиция Лапчатка Вейгела Барабарис |
20 4 4 4 7 5 |
Культурные формы |
Яблоня |
10 |
Сирень Шиповник Туя Самшит Гортензия Рябинник |
15 5 20 2 3 5
|
1.4.Изучение разнообразия птиц на территории учреждения образования с занесением на картосхему территории
Видовое разнообразие птиц на пришкольной территории
Вяхирь |
|
Домовый воробей (Passer domesticus L.) |
|
Галка |
|
Зяблик |
|
Белая трясогузка |
|
Ворона серая |
|
Голубь сизый |
|
Скворец обыкновенный |
|
Снегирь (Pyrrhula pyrrhula L.) |
GOOGLE-карта с местонахождением птиц....
Вывод: Занесли информацию о разнообразии птиц в зимний период в онлайн базу данных florafauna.by.
1.5.Изучение разнообразия насекомых на территории учреждения образования, с занесением на картосхему территории
GOOGLE-карта с местонахождением насекомых...
1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
1.9 Убежище для беспозвоночных животных
1.10 Создали и разместили на территории УО "Клумбу для бабочек"